Кем быть? Как быть?
Вопрос выбора профессии является актуальным на протяжении долгих лет. То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом.
Мало кто из ребят школьного возраста с уверенностью готов сказать, кем он хочет работать хотя бы в ближайшие годы. Лишь около трети подростков (31%) в возрасте от 14 до 17 лет твердо определились с выбором будущей профессии, показало исследование аналитического центра НАФИ. Большинство выпускников этого года и ближайших лет рассматривают несколько вариантов профессионального развития — таких 54%. Не определились с выбором 15% опрошенных.
Чаще всего, сделать выбор в профессии мешают следующие пункты:

1. Неосознанная некомпетентность
Более 70% школьников, по данным проекта "Билет в будущее", страдают неосознанной некомпетентностью. Это состояние, когда человек не представляет, чем можно заниматься в будущем, и не считает нужным выбирать профессию. Старшеклассники относятся к работе как к обязанности. Такое бывает, когда рядом нет человека, который объяснит нюансы выбора профессии, поможет сформировать видение своего будущего.

2. Низкая информированность
Современные дети получают в школе мало информации о профессиях, однако, согласно результатам исследования ВШЭ, живо интересуются работой близких и знакомых. Мало кому все равно, кем быть. Многие школьники уже определились, куда хотят поступить после школы, и знают, по каким предметам для этого нужно готовиться. Но ребята до сих пор не сдавали отчетности по производственной практике и мало кто из них знает, как выглядит обычный день на будущей работе.

3. Агентность или подверженность влиянию среды
Дети становятся заложниками представлений родителей и ближайшего окружения о правильном выборе профессии и получении высшего образования. Средняя школа дает необходимые в жизни знания, но не формирует представления о профессиях. Более половины детей в той или иной степени готовы довериться близким людям при выборе места учебы или работы. Однако современные школьники не могут полностью положиться на опыт своих родителей, ведь люди старшего поколения получали образование, строили карьеру и семью в других условиях.

Как же выбрать работу по душе, чтобы получать от неё удовольствие, а не тоску и скуку?

1.Хочу, могу, надо
Советский и российский психолог Евгений Климов сформулировал схему выбора профессии как «хочу — могу — надо». Профессия должна соответствовать интересам и склонностям человека («хочу»), соотноситься с его возможностями и способностями («могу») и быть востребованной на рынке труда («надо»). На пересечении этих трех критериев лежит оптимальный выбор будущей профессии.

2.Понять, что интересует
Выбор профессии стоит начинать с более глубокого изучения себя: интересов, склонностей, навыков, черт характера, сильных и слабых сторон. О том, как понять свои интересы рассказывает профориентолог, кандидат психологических наук, директор центра профориентации ПрофГид Эльмира Халимовна Давыдова.

3. Выбрать профориентацию
Тесты на профориентацию позволят сузить выбор специальности. Есть две популярные методики определения наиболее подходящей профессии — Климова и Холланда. Они появились довольно давно: тест Холланда — около 70 лет назад, а система Климова — в 1980-х.

Система Евгения Климова определяет наиболее подходящую из пяти сфер труда. Они делятся по типам объектов, с которыми работает специалист:

Американский психолог Джон Холланд (Голланд) выделял шесть профессионально ориентированных типов личности в зависимости от ценностей и интересов человека:
4.Изучить существующие профессии
Важно учитывать актуальность профессии. Исследовательская компания Oxford Economics посчитала, что к 2030 году роботы заменят около 20 млн рабочих мест в промышленном производстве. Некоторые профессии могут исчезнуть: в зоне риска бухгалтеры, корректоры, банковские работники, водители, нотариусы.

Разнообразие видов деятельности и профессиональных маршрутов для многих школьников совсем не очевидно, считает подростковый психолог Юлия Холодова. Поэтому полезно будет ознакомиться с набором существующих специальностей.

В этом помогут профессиограммы. В них содержится описание специальностей, перечень знаний, умений и качеств, которые требуются для их освоения, пути получения профессий и медицинские противопоказания.

5.Изучить доступные программы обучения
Определившись со сферой деятельности, можно приступать к поиску подходящих образовательных программ. Искать нужную информацию о колледжах и вузах, днях открытых дверей и условиях поступления стоит напрямую на сайтах или в социальных сетях учебных учреждений.

  • Что стоит учитывать при выборе учебного заведения:
  • наличие подходящей образовательной программы;
  • условия поступления (баллы ОГЭ или ЕГЭ, дополнительные вступительные испытания, творческий конкурс);
  • удаленность от дома и готовность к переезду;
  • наличие аккредитации;
  • количество бюджетных мест и стоимость обучения;
  • возможности для стажировок и трудоустройства;
  • рейтинг учебного заведения и отзывы.

6.Изучить понравившуюся профессию с разных сторон
Психологи рекомендуют общаться с выпускниками и представителями профессий, ходить на стажировки, смотреть интервью и документальные фильмы, посещать профессиональные сообщества, чтобы глубже узнать выбранную специальность.

7. Поговорить с родителями
В любом случае выбранную профессию желательно обсудить с родителями или опекунами, но взрослые и сами могут поучаствовать в процессе.



Но в жизни случается так, что люди всё таки ошибаются в выборе работы по каким либо причинам. Это не самое страшное что может произойти. Не нужно бояться сделать ошибку. Об этом рассказала школьный педагог-психолог Светлана Юрьевна Евтушенко.

Сабина Тынчерова
автор